Что подобное «священные сказочные истории» и почему на Руси смеялись над заветным

Неприличные смешные рассказы, байки и шуточки воспользовались на Руси известностью постоянно. Даже в эру, когда практически всеми качествами жизни управляла церковь, люди ведали друг дружке скабрезные истории, которые затрагивают заветные темы и распевали частушки, которые вгоняют дам в краску. Давайте разберемся, как же возникла у нас мода на «контент для взрослых» в устном народном творчестве.

Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным0

Собиратель «контента 18+» А.Н. Афанасьев

Первым обратил внимание на пласт народного творчества с отметкой «18+» известный русский ученый-фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826−1871). Исключительный знаток фольклора и страстный собиратель народных сказок начал издавать свои сборники в 1855 год и они регулярно выходили целых 8 лет. Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным1

А. Н. Афанасьев

В книги Афанасьева входили вполне приличные детские сказки, которые мы все хорошо помним с детства. Их герои учат нас доброте, храбрости, честности, заботе о родных и самопожертвованию. Но далеко не все знают, что, путешествуя по самым отдаленным губерниям Российской империи, Александр Николаевич собирал и сказки несколько иного рода, предназначенные для взрослой аудитории, или как говорят сегодня «18+».

В середине 19 столетия собирание такого фольклора было делом неблагодарным. Афанасьев отлично понимал, что издатели не захотят выпускать такую книгу, а если она и выйдет, то станет причиной грандиозного скандала. В сказках, которые в народе называли «заветными», преобладали эротические сюжеты.

Их героями были как персонажи, известные нам из обычных сказок, так и вполне реальные герои. Доставалось в этих историях похотливым священникам, неверным женам, сплетникам и распутникам обоего пола. Материал был отборный и его собралось немало, поэтому Афанасьев не мог не поделиться им с миром. Впервые книга фольклориста под названием «Народные русские сказки не для печати» вышла в демократичной Женеве, где автору было нечего опасаться преследования властей и клерикалов. Первый тираж сказок разлетелся мгновенно и Афанасьев тут же приступил к работе над новым изданием, которое он назвал «Русские заветные сказки». К сожалению, автор так и не увидел своего детища, так как сборник был издан уже после его смерти, в 1872 году, в то же Женеве.

Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным2

Имя составителя на сборниках «взрослых» сказок не стояло. По желанию Александра Николаевича на обложке «Русских заветных сказок» было указано — «Валаам. Типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия». Так уже покойный ученый сумел потроллить священнослужителей, выдав истории, героями которых часто были непорядочные попы и лицемерные монахи, за сочинения самих иноков, причем из самой почитаемой на Руси обители — Валаамского монастыря.

В предисловии ко второму изданию своей книги автор, как бы оправдывая не вполне приличное содержание книги, написал следующие слова:

«Эротическое содержание заветных русских сказок, не говоря ничего за или против нравственности русского народа, указывает просто только на ту сторону жизни, которая больше всего дает разгула юмору, сатире и иронии».

Что такое «заветные сказки»?

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля сказано, что русское слово «заветный» толкуется как «завещанный; переданный или хранимый по завету, заповедный, зарочный [т. е. секретный], обетный; задушевный, тайный; свято хранимый». Сам русский филолог называл непристойные частушки, поговорки или истории «заветными», подразумевая их секретность, малую доступность для общества.

Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным3

Профессор филологии Борис Андреевич Успенский, исследователь творчества А.Н. Афанасьева, написал научную работу «„Заветные сказки“ А.Н.Афанасьева», которая увидела свет в 1994 году. Успенский открыто говорит о том, что большую часть сборников фольклориста составляют сказки откровенно непристойного, сексуального содержания. Автор пишет об этом пласте народного творчества так:

«Сказки такого рода были очень распространены в русском быту; они до сих пор распространены в крестьянской среде, хотя обычно рассказываются лишь в определенной аудитории и, видимо, в особых ситуациях».

Но не все сказки из книги Афанасьева посвящены интимной жизни. В них было немало и других запретных сюжетов, например, касающихся подлости, жадности и жестокости представителей духовенства и дворянского сословия. В целом темы, которые поднимались в народных сказках для взрослых касались простых и понятных всем вещей: лжи и жадности, продолжения рода, потери девственности, сексуальной страсти, супружеской неверности и плодовитости.

Смысл «заветных сказок»

Сам А.Н. Афанасьев и многие его последователи стремились защитить простой народ от ханжеских обвинений в пошлости и цинизме, которые исходили от церкви и близких к властям критиков. Обвинения в сексуальной распущенности простого народа фольклористы парировали эти нападки тем, что тот, кто видит в творчестве вульгарность, сам не отличается высокой моральностью.

Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным4

Филологи и фольклористы уверены, что у истоков «заветных сказок» лежат отголоски язычества и они представляют собой не что иное, как «символический блуд». Именно поэтому воспринимать такие истории буквально, как эротические или даже порнографические байки не стоит.

Святочные, масленичные и купальские гуляния на дохристианской Руси и даже позже всегда были наполнены обрядами и играми с сексуальным подтекстом, которые связывались с культом процветания и плодородия. Маскарадное аморальное поведение, согласно народным поверьям, обеспечивало удачу и достаток на весь последующий год. Символическая образность русских заветных сказок родственна некоторым погребальным обрядам, которые были приняты на Руси. Во многих регионах на похоронах, в присутствии тела умершего, было принято жестоко и даже неприлично шутить о покойнике. Такое шокирующее для современного человека поведение было связано с тем, что предки верили в то, что «черный юмор» поможет умершему путь в иной мир и защитит его он отрицательных энергий.

Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным5

Имели «заветные сказки» и воспитательное значение. В языческие праздники, ночью, у костра, взрослые мужчины могли рассказывать эти не совсем пристойные истории юношам, чтобы развеять их смущение и лишить вредных комплексов. Так молодежь могла получить некоторое представление не только о «технической части» сексуального контакта, но и о тонкостях семейных отношений, о таких понятиях, как супружеская верность и измена, похоть, непристойность.

Рассказывали такие истории и девушкам, разумеется, предназначенные специально для них. Часто, чтобы не смущать целомудренных девиц, рассказчики использовали необычные метафоры. Фраза «покушать горошка» в народном языке вполне могла иметь двойной смысл и означать не только еду, но и беременность. Слово «решетить» — в данном контексте означало «продырявливать, лишать невинности», а «дать» — вступить в сексуальный контакт с мужчиной. Интересно, но многие исследователи неоднократно находили аналогии между русскими сказками для взрослых и подобными произведениями устного творчества других народов. Рассказы и баллады о сокровенном есть как у славянских народов — поляков, украинцев, сербов, чехов и словаков, так и у народов Западной Европы — испанцев, немцев, англичан и французов. Афанасьев писал об этом следующее:

«…другие народы обладают огромным количеством произведений, в которых народный ум, так же мало стесняясь выражениями и картинами, пометил юмором, зацепил сатирой и выставил резко на посмеяние разные стороны жизни».

Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным6

Известно, что итальянский автор эпохи раннего Ренессанса Джованни Боккаччо также черпал вдохновение в народном творчестве. На фоне некоторых произведений немецкого или итальянского народного творчества, самые удалые русские «заветные сказки» выглядят совсем невинно.

Наши партнеры

Последние новости

20 потусторонних картин, которые были написаны нездоровыми шизофренией

В начале ХХ века творчество сумасшедших стали учить психиатры и живописцы: сюрреалисты, примитивисты и авангардисты. В 1945 году подобные картины начали называть термином «ар-брют», то есть грубое искусство, и у этого жанра...

Анализа продемонстрировали, что инъекции ботокса делают людей счастливее

Научные работники из США сделали необыкновенное открытие — они выяснили, что инъекции ботокса, которые применяются в косметологии, работают как антидепрессант. Нет, здесь нет никакого подкола — настроение улучшается...

5 знаменитых глобальных брендов с русскими корнями, формирующие современную культуру

Популярные на данный момент во всем мире, эти компании зарабатывают миллионы долларов в год и оказывают влияние на тенденции, моду и почти все другое. Они трудятся в совсем различных областях,...

Похожие новости

Как сновидения предупреждают нас о трудностях со здоровьем

С глубочайшей древности понятно, что в наших снах таятся ответы на почти все вопросы. Если пророчества грядущего через сны под огромным вопросом, то оценить состояние здоровья таким методом...

Путешествие в счастливое русское детство

Детство и молодость нескольких поколений остались в Советский Союз. Однако разве можно запамятовать и не тосковать по самому радостному времени в жизни? Эти атмосферные фото возвратят вас в русское прошедшее. Ностальгия захлестнет...

1930−1943 годы: калейдоскопические танцы Басби Беркли

Хореография Басби Беркли (Busby Berkeley) была походит на танец в калейдоскопе, так высока была математическая точность трудных ритмичных движений. Басби, сын актрисы Гертруды Беркли, впервые появился...

Поразительное сходство голливудских популярных персон и их исторических двойников

Непременно, наружность каждого человека неповторима, даже схожих близнецов по мере их взросления становится не так трудно отличить между собой. Невзирая на большущее обилие, лица...