Детоубийство в Российской Федерации: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века

Некоторые законы общества просвещенному человеку кажутся незыблемыми. К примеру, лишить жизни малыша — ужасное преступление. Однако одно время даже королевские законы никак не могли искоренить его. Осторожно, контент может вас напугать и расстроить.

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века0

Седые времена

Князь Киевский Ярослав Мудрый, правивший обширными землями, в том числе теми, которые теперь входят в состав России, держал великолепный европейский двор. Точнее, его держала жена князя, Ингигерда, в православии — Ирина.

При этом дворе нашли убежище множество опальных принцев, в том числе совсем дети — сыновья английского короля, которых собирался убить дядя княгини Ирины, захвативший земли их отца. К опальным принцам у нее было такое отношение, что можно сказать, что она их собирала и пригревала, как бездомных котят. И особенно пеклась о том, чтобы их не убили — почти над каждым из них висел этот дамоклов меч.

Что касается самого Ярослава, он, как известно, издал сборник законов, известный как Русская Правда, в которой за убийство чужого ребенка семье ребенка разрешалось отомстить. Убийство своего ребенка не рассматривалось вовсе: дети были лишь собственностью отцов и полностью в их воле.

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века1

«Видение отроку Варфоломею», Михаил Нестеров

Боролась с таким явлением, как намеренное или случайное убийство детей, практически одна только церковь. Первые веков десять-двенадцать расправа с инфантицидом (так называют систематическое убийство детей) стояла на повестке расширяющей свое влияние христианской церкви постоянно.

Особые проповеди приходилось посвящать намеренному и распространенному убийству девочек — во многих местах Европы, и Западной, и Восточной, ценности в девочках не видели и тратить на них ресурсы не хотели.

Приходилось бороться и с тем, чтобы детей не забивали насмерть. Но фактически церковь могла только увещевать и накладывать не слишком обременительные церковные наказания — иначе ее авторитет начинал шататься или благополучие семьи, где умирал ребенок, ставилось под угрозу.

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века2 «Кормилица с ребенком», Алексей Венецианов, 1830-е

Тем не менее в части детоубийств была виновата именно церковь. С приходом христианства в ныне российские земли детей стали разделять на законных и незаконных. Матери вторых становились грешницами, а сами дети, рожденные вне брака — плодами греха.

Общество не просто осуждало или насмехалось над внебрачными детьми и их матерями. Оно устраивало им настоящую травлю. Считалось, что «беззаконного» ребенка имеет право избить или даже изнасиловать каждый. Просто по настроению. Их матерям приходилось не лучше. Многие зачавшие вне брака скрывали беременность до последнего, чтобы потом утопить, удавить, реже — незаметно кому-то подкинуть ребенка.

С детоубийством как результатом семейного насилия боролся, как ни странно, Иван Грозный. В своем «Домострое» он, считая право бить домашних неотъемлемым для мужчины, тем не менее ограничивал практики насилия теми, которые не могли покалечить и тем более убить женщин и детей. Для многих эта книга так и осталась неизвестной.

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века3 «Новое знакомство», картина Карла Лемоха, 1885 год

В народе продолжали бить как попало, равно как и игнорировать тот факт, что по «Домострою» (который теперь многие считают чуть ли не законом, по которому жили в прошлом) отец обязан обеспечить детей едой, одеждой и возможностью обучаться. «Домострой» был чисто философским трудом, не имеющим законодательной силы.

Известный своими жестокими законами царь Алексей Тишайший ввел наказания для матерей-детоубийц. За убийство законного чада полагался год тюрьмы; за незаконного же мать убивали безо всякой пощады, поскольку наказывали не за убийство, а за сокрытие блуда. Таким образом царь решил бороться за нравственность.

Тот факт, что чаще всего приживали незаконного ребенка беззащитные в доме господина служанки (нередко это было результатом череды изнасилований), он, как и многие другие законодатели христианского мира, просто игнорировал.

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века4

Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой в детстве. 1760

Чуть позже, ради защиты жизни незаконнорожденных, Петр I и его последователи открывали все новые приюты для подкидышей. Они переполнялись мгновенно. Изнасилования не прекращались, женщины рожали детей, которые могли превратить их жизнь в ад, и топили их в канавах или выносили на мороз. Причем последняя практика была в ходу даже в отношении детей, рожденных в браке, — так решался вопрос с тем, что прокормить семья может не всех.

Несчастнорожденные и крепостные

К концу 18 века сложились представления о том, что бывают дети из неблагополучных семей. Туда относили не только детей при матерях-одиночках, но и детей, которых фактически не содержали или не могли содержать родители, например, в силу пристрастия отца к алкоголю. Таких детей называли «несчастнорожденными».

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века5

Русская женщина бросает своих детей на съедение волкам, гравюра Шарля-Мишеля Жофруа.

Начала укрепляться, хотя и не стала популярной, идея, что слова «незаконнорожденный» стоит избегать. Оно давало иллюзию, что сама жизнь ребенка незаконна и, следовательно, никак и никем не охраняется.

Правовые уложения закона 1754−1766 годов «О таковых отцах и матерях, которые детей своих убьют» предусматривали ужесточение наказания и за детей, рожденных в браке, убитых матерями или отцами. В зависимости от сословия и жестокости убийства, родителя-убийцу приговаривали к кнуту, ссылке в женский монастырь, каторге и так далее.

Тем не менее, если ребенок «сам умирал» из-за намеренного небрежения или через несколько дней после жестоких побоев, убийство фактически никак не расследовалось и не наказывалось. Ценность детства резко повысилась в девятнадцатом веке, в связи с прогрессивными и даже местами идеалистическими идеями. Идеи распространялись от более богатых и просвещенных семей к более бедным медленно.

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века6

«Крестьянские дети», Владимир Маковский

При этом у совершенно просвещенных родителей-дворян в начале века нормально в голове укладывались недопустимость физических наказаний для своих детей, равно как и забота об их здоровье и умственном развитии, и приказы выпороть маленьких крепостных, которые в чем-либо провинились, прислуживая или просто, например, по мелочи подворовав вкусного и интересного.

Убийство крепостного ребенка (а особенно большого их количества) могло даже осуждаться соседними помещиками, но никто не считал при этом, что хозяин был не вправе запороть крепостного насмерть. С генералом-лейтенантом Львом Измайловым, содержавшим гарем из девочек (часть которых были его собственными дочерьми от крепостных) соседи не прекратили здороваться.

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века7 «Порка», Павел Ковалевский, 1880 год

Тем временем остро встала проблема с количеством внебрачных детей и детей, которых родители убивали от голода. Отмена крепостного права в 1861 году, красиво выглядящая на бумаге, на деле сопровождалась потерей крестьянскими семьями земли, с которой они кормились. Помещики выделяли худшие участки получившим волю холопам. Ребенок стал рассматриваться не как рабочие руки, а как лишний рот.

Неприглядные традиции

В конце 19 века «в народ» — в открытые земские больницы и сельские школы — пошло множество прогрессивных, образованных мужчин и женщин. Постоянное тесное общение с менее образованными слоями населения, которого им до того удавалось избегать в городе, привело ко множеству отчаянных докладных записок, статей для тематических журналов, просто писем и записей в дневниках.

В деревне свекры порой побуждали убивать их же собственных внуков. Ненависть к невестке, которая рожала «слишком часто» и «слишком много», отмечена в труде «Жизнь Ивана» исследовательницей семейной жизни в русской деревне Ольгой Тян-Шанской.

Детоубийство в России: история инфантицида от начала христианства до начала 20 века8

- Advertisement -

Последние новости

Как русские дети становились героями 2-ой мировой

Они защищали Сталинград, управляли военными самолетами, были наилучшими снайперами и становились Героями СССР. В войне на ликвидирование, которую против СССР развязал Адольф Гитлер, с нацистами вели войны фактически...

15 настоящих фото иранского шаха и его гарема, в каком было примерно 100 дам

Гарем представляется европейцу такой обителью юных и прекрасных дам из арабских сказок «1000 и одна ночь». При этом любознательные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, который властвовал...

Две города Москва в одном кадре

Живописец-мультипликатор из города Москва Константин Коновалов в свободное от работы время ведет фотопроект «Две города Москва» об историческом виде города. Сущность проекта — совмещение фото реального времени с историческими снимками...

«Жизнь в моментах»: редчайшие фото событий, звезд и обычных людей

Самые достойные внимания действия нашей жизни нередко остаются незамеченными. Создатели странички в Твиттер под заглавием «Жизнь в моментах» (Лайф in Moments) не готовы с этим мириться. Они предложили пользователям...

«За нашу и вашу свободу»: сколько российских вело войну за поляков в Варшавском восстании

В соответствии с данным Варшавского исторического музея в восстании 1944 года приняло участие 40 тысяч человек, из которых один процент были не поляками. Зафиксированы представители 18 национальностей —...

Салфетка на телеке: в чем секрет возлюбленного дизайнерского элемента наших бабушек

В советскую эру вязаная салфетка лежала практически на каждом телеке. Некоторые бабушки и на данный момент хранят верность данному обычаю, но сейчас это украшение — большая уникальность. Откуда взялся...
- Advertisement -

Похожие новости

Не кушайте это! Перечень небезопасных товаров

Сейчас процесс роста толики вредных товаров достиг апогея. Перечень вредных товаров, которые решительно нельзя употреблять, они небезопасны для здоровья! «Еда, которую организм не переваривает, съедает...

До и после: 20 фото людей, решивш?? завязать с наркотическими веществами

Наркозависимость — чрезвычайно суровая трудность, которая раз в год уносит тысячи жизней. Однако и те, кому удается недопустить погибели, мучаются от стршных последствий, которые связаны с употреблением наркотических средств....

Двуногие падальщики: в мире наметился новый гастрономический тренд

Если вы против убийства зверей, но не готовы отрешиться от мяса и не очень брезгливы, то новый пищевой тренд, который набирает известность на Западе, может подойти и для вас. Гурманы новой формации...

Принцесса Таиланда Катя Десницкая: русская женщина, для которой царевич Чакрабон не согласился от многоженства

17-летняя сирота Катя Десницкая обучалась в Петербурге на курсах сестер милосердия и желала поехать на фронт. Однако в 1905 году на светском рауте она познакомилась с юным человеком, который оказался царевичем Чакрабоном,...
- Advertisement -