Хосе де Рибера: живописец-маньяк, оправданный спустя 400 лет

Найти узкую грань меж гениальностью и безумием чрезвычайно тяжело. В особенности трудно разобраться в мировосприятии и эмоциях человека, творившие 4 века назад. Над тайной Хосе де Риберы (Jose de Ribera), испанского живописца эры Барокко, искусствоведы и психологи бьются до этого времени, то оправдывая Мастера, то находя новые подтверждения его помешательстве.

Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет0

Ни для кого не новость, что творцы эпохи Средневековья знали толк в изображении пыток, казней и мучений. Что поделать — жителю Европы в те времена истязания и смерть были особо близки, так как окружали их повсюду. Эпидемии чумы, черной оспы и холеры, войны, а также регулярные показательные казни на площадях и городских стенах сделали присутствие за спиной старухи с косой вполне обыденным. Не отставали и церковники — сложно вспомнить хотя бы одного почитаемого в христианстве святого, который бы умер без затей, в своей постели.

Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет1

Изображения мук и изощренных способов ухода из жизни присутствуют в творчестве практически всех мастеров эпох Ренесанса и Барокко, но и среди них есть те, которые особо отличились. Ни один живописец в истории европейского искусства не был настолько искушен в изображении пыток и смертей, как Хосе де Рибера (1591−1652).

Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет2

«Прометей» около 1630 года

Рибера родился в испанской Валенсии, там же начал карьеру живописца, а к 20 годам перебрался в Италию. В Риме молодой талант получил фундаментальные знания в классической живописи, а также обзавелся серьезными долгами. Это заставило его в 1619 году покинуть Вечный город. В Неаполе, где обосновался художник, его творчество особо пришлось по душе духовенству, которое засыпало юного Хосе заказами и обласкало достойными гонорарами. Священнослужители сразу заметили, что лучше всего у юноши с круглым добродушным лицом получались полотна, на которых изображены страсти и убийства. Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет3

Мученичество св. Филиппа. 1639

Это было так — смерть получалась у художника очень реалистичной, а орудия пыток и раны он прорисовывал с большим знанием дела. Лучше всего суть творчества Хосе де Риберы сформулировал французский поэт и критик XIX столетия Теофиль Готье:

«Живописная школа безжалостного убийства, словно придуманная одним из помощников палача ради развлечения каннибалов».

Суеверные и подозрительные обыватели не слишком жаловали Риберу — художника всю жизнь преследовала дурная слава — он слыл душегубом и людоедом. Не сохранилось ни одного достоверного упоминания о преступных наклонностях или психических отклонениях художника, но его работы говорят сами за себя. Большинство людей, впервые столкнувшись с картинами Хосе, заявляли, что так достоверно изобразить страдания может лишь человек, привыкший их причинять.

Отличной иллюстрацией темного гения Риберы могут служить две его работы, посвященные мученичеству Святого Варфоломея, одного из 12 апостолов. Особо почитаемый армянской церковью святой принял смерть в Малой Азии, где проповедовал учение Иисуса. Согласно каноническому описанию, с Варфоломея живьем сняли кожу, а затем обезглавили.

Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет4

Впервые Рибера обратился к этому сюжету в юности. На одном из его ранних полотен запечатлен момент перед казнью — обнаженное тело святого, его смиренный лик и торжествующий палач, осматривающий жертву. Картина вызывает сильные эмоции, но не повергает зрителя в ужас. Совсем иначе воспринимается другая работа художника, посвященная тому же мученику. На ней торжествующий палач приступил к своей страшной работе и со смехом сдирает кожу с руки Варфоломея. Полотно вызывает жуткое ощущение, и основным его акцентом является не отреченное лицо апостола, а плотоядная усмешка его истязателя.

Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет5

Вообще, тема снятия кожи с живого человека, была особо любима Риберой. Еще одно полотно на эту тему изображает сцену из античной мифологии — на нем Аполлон сдирает кожу с сатира Марсия, осмелившегося вызвать бога на музыкальное состязание. Каждая деталь сцены прописана с ужасающей точностью, и зрителю кажется, что он слышит крик умирающего в муках Марсия.

Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет6

Значительный вклад в демонизацию Риберы внесли его менее одаренные конкуренты. Говорили, что он запугивал других художников, чтобы самому получить желанный заказ, а один раз его даже обвинили в убийстве. Один из соперников испанского живописца, Доменикино из Болоньи, умер в самом расцвете сил при очень странных обстоятельствах, что сразу же дало пищу слухам о вероломном отравлении конкурента. Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет7

Святой Себастьян и святые женщины

Очередная попытка разобраться в неоднозначном творчестве Хосе де Риберы была предпринята недавно организаторами выставки шедевров художника в лондонской галерее Далича. Экспозиция представила наиболее жуткие творения Риберы и имела соответствующее название: «Рибера: искусство жестокости». Свое мнение о работах барочного художника высказали ведущие европейские эксперты средневековой живописи, которые пришли к общему вердикту — «Невиновен».

Итог прений вокруг работ Хосе де Риберы отражает мнение одного из кураторов выставки, Эдварда Пейна:

«Рибере совсем не нужно было быть садистом, чтобы отражать насилие и жестокость. Картины или графические рисунки художника совершенно не обязательно отражают его внутренний мир». Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет8

Наши партнеры

Последние новости

Наилучшие снимки конкурса панорамной фото EPSON International Pano Awards 2020

Панорамная съемка — не самый обычный жанр фотоискусства, даже в наши дни, когда у фотографа масса возможностей и спецтехники. Потому наикрупнейший в мире конкурс панорамной фото EPSON International Pano Awards...

Несколько хитростей для управления вашим телом

Тело человека — один из наиболее увлекательных устройств в мире. И, как к хоть какому механизму, к нему можно применить свои «хаки» — чтоб...

Цветные фотографии пляжной жизни Чили в 1980-е годы

Эти кадры были изготовлены фотографом Доном Терпстра, запечатлевшие пляжную жизнь на Реньяке в 1980-х годах. Пляж Реньяка до этого времени является чуток ли не самым популярным в городе Винья-дель-Мар. Смотря...

Похожие новости

«Собака любит тебя даже в местах заключения»: как помогают друг дружке заключенные и бескровные собаки

Американская организация Karma Rescue выручает собак из заполненных до отказа приютов, где их могут усыпить. Одна из ее программ называется Paws for Лайф: она дозволяет заключенным учить бескровных...

Малоизвестные наименования для вещей, которые всем известны

Иногда мы даже понятия не имеем, что у обычных и понятных всем безымянных явлений и чувств есть особые наименования. Большая часть — если не...

Жеводанский зверек: притча с несчастным концом

Лето 1764 года выдалось чрезвычайно горячим. К обеду 1 июня солнце пекло бесчеловечно и пастушка из города Лангонь решила отогнать стадо скотин поближе к деревьям, чтоб скрыться от палящих лучей...

Плохой маникюр, целлюлит и другие женские «недостатки», на которые мужчинам наплевать

Девушки, давайте будем честны друг с другом: все те процедуры, которые вы регулярно делаете дома и в салонах красоты, это ведь не только для себя любимых? Вероятно, любая дама хочет...