Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики

Жалость и любопытство — вот два чувства, с помощью которых из людей веками тянули средства. Долгие века числилось, что нет вида забавнее, чем человек с необыкновенным лицом либо телом. И таковых людей делали специально — из детей, иногда чрезвычайно серьезно их калеча.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики0

Платные выставки людей с особенностями внешности, а то и здоровья — дело вовсе не такого далекого прошлого. «Человеческие зоопарки», на которых не только демонстрировали представителей неевропейских народов, но и заставляли их нарочито изображать дикарей — рычащих и поедающих сырое мясо — или выставляли обнаженными, невзирая на их традиции и убеждения, сошли на нет только после Второй Мировой войны.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики1Картина Валерия Якоби «Свадьба в Ледяном доме»

«Цирки уродов» — выступления инвалидов с нехваткой конечностей, бородатых женщин, слишком высоких, низких, тонких или толстых по сравнению с привычной нормой людей, детей — сиамских близнецов, тоже просуществовали достаточно долго.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики2

Американец Чарльз Б. Трипп, известный как «Безрукое чудо»

Этот обычай — «обменивать» зрелище нестандартного, а порой откровенно искалеченного тела на деньги — тянулся веками. И в эпоху Возрождения, и в Галантный век, и между ними считалось, что нет ничего смешнее, чем падающий карлик или пляшущий горбун. Петр I заставлял лилипутов изображать эротические шоу, и был не одинок в этом. Лилипутов где в добровольном, где в принудительном порядке поставляли к каждому крупному двору — королевскому или герцогскому. Тех, кто ходил вперевалочку в силу особенностей анатомии, заставляли исполнять танцы, чтобы вдоволь посмеяться.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики3Бородатая женщина Энни Джонс, которая была настоящей леди

Более пропорционально сложенных то демонстрировали публике раздетыми, то обучали акробатическим трюкам. Душевные склонности к акробатике значения не имели. Если ты карлик, изволь работать карликом — а не поэтом, хронистом, лакеем, художником, кем угодно.

Из карликов составляли шуточные представления, только половина шуток которых состояла в сюжете. Все остальные обыгрывали рост карликов — и это в лучшем случае. Непропорциональность тела, походка вперевалочку обязательно высмеивались, для усиления комического эффекта на карликов надевали особенные костюмы или заставляли делать требующие ловкости ног движения.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики4

Если у маленького человека был тик, следы травм на лице, заикание — тем лучше! Больше простора для насмешек.

Популярны были не только настоящие карлики, но и фальшивые — дети, чей рост корпуса ограничивали разными ухищрениями, давая расти ногам и голове без помех. Для этого им повреждали позвоночник — он становился зигзагообразным или горбатым на вид. Естественно, «исправленные» дети страдали от болей — и тем потешнее кувыркались, кланялись и танцевали.

Фабрика по производству смешных детишек

Память о профессиональных изготовителях живых развлечений сохранилась во многом благодаря Виктору Гюго — он собрал все истории и слухи о представителях этого сомнительного ремесла и, возможно, был знаком с документами, которые не дошли до нашего времени.

Что он вообще склонен был интересоваться реальной историей, говорит нам сцена появления цыган в Париже в его самом знаменитом романе — «Горбун из Собора Парижской Богоматери». В 19 веке никто уже и не помнил, что группы цыган, явившихся в Европу из гибнущей Византии, возглавляли таинственные герцоги, — а у Гюго эта деталь есть.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики5Картина Хуана Ван дер Амена «Портрет придворного карлика»

В романе «Человек, который смеется» Гюго рассказывает об одной из жертв, которой предназначено было стать живым развлечением — мальчике, которому отрезали губы, так, что из-за обнаженных зубов он как будто все время широко улыбался.

Заодно писатель делает экскурс в «бизнес» компрачикосов вообще. Само слово компрачикос состоит из двух испанских слов и означает «купи детей». В самом же профессиональном жаргоне компрачикосов можно было встретить слова и конструкции почти из каждого европейского языка.

Компрачикосы много путешествовали, вероятно, не заводили семей вне своего круга и постоянно были озабочены сохранением профессиональных тайн. У них была и своеобразная профессиональная гордость. Хотя их ремесло считалось грязным, а их самих презирали, они никогда не опускались до кражи детей — в отличие от владельцев мелких цирков, высматривающих по деревням маленьких инвалидов. Компрачикосы детей именно покупали.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики6Кадр из фильма «Человек, который смеется»

Герой романа Гюго оказался ребенком из знатной семьи, которую думали уничтожить противники. Легенды о том, что детей из низверженных семей, чтобы сильнее унизить поверженный род или чтобы не марать детской кровью рук, продавали компрачикосам, были очень популярны и, вероятно, имели реальную основу — хотя вряд ли компрачикосы часто получали в свои руки маленьких наследников графов и герцогов.

В любом случае с крохотными виконтами или баронетами происходило то же, что с любыми другими малышами: их нарочно уродовали. Интересно, что, в отличие от врачей, компрачикосы вовсю использовали обезболивание. И неудивительно — им было важно, чтобы ребенок, в которого вложены деньги, выжил.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики7

Но использовали они довольно грубые по действию наркотические настойки. Их давали и во время операции, и в период восстановления, и в результате ребенок получал серьезные нарушения работы мозга. Одним из обычных побочных эффектов была полная или частичная потеря памяти с сопутствующим регрессом в развитии.

Так что вместе с операцией ребенок получал не только новое тело, но и новую личность. Пока малыш выздоравливал, перед ним рисовали картины его обеспеченного будущего, внушая мысль, что нанесенные увечья — его особое преимущество.

Как из мальчиков делали певцов-кастратов и калечили детей для потехи публики8

Наши партнеры

Последние новости

Фанаты Джонни Деппа скупают парфюм Dior в поддержку актера

Узнаваемый актер Джонни Депп переживает сложные времена. Из-за истории с бывшей супругой и затянувшихся тяжб в суде, в которых ему не получилось всецело очистить свое имя, студия Warner...

27 кадров в память о Джоне Ленноне

Культовый музыкант 20 века был убит в Нью-Йорке вечером 8 декабря 1980 года. Ровно 40 годов назад, 8 декабря 1980 года, всемирно узнаваемый музыкант Джон Леннон был убит...

Салфетка на телеке: в чем секрет возлюбленного дизайнерского элемента наших бабушек

В советскую эру вязаная салфетка лежала практически на каждом телеке. Некоторые бабушки и на данный момент хранят верность данному обычаю, но сейчас это украшение — большая уникальность. Откуда взялся...

Похожие новости

Котики везде: от дивана до самых до окраин только усатые-полосатые

Котики - популярные жители наших душ, домов и сети. А давайте представим, если бы эти пушистые мордочки встречались просто везде - от африканской...

Америка во время первого кризиса в отрасли экономики

Цветные фото Величавой депрессии. Не так давно Библиотека Конгресса США выпустила выборку из 1700 до этого не публиковавшихся фото эры конца Величавой депрессии — конца 30-х и начала...

Сладкий дурман: фото опиумных притонов в США 20 века

1-ые опиумные притоны в США появились в китайском квартале Сан-Франциско в 1840—1850-х годах и скоро захватили все слои жителей. Расцвет потребления пришелся на 80−девяностые годы 19 века, что совпало...

Лори по имени Сара — самый трогательный зверь в мире

Сара — небольшой лемур лори. Ира Гончарова — хозяйка кареглазого очаровашки — называет любимчика «мой небольшой комочек счастья». Лемура ей дали товарищи, которые не...