Как воспитывали детишек в казачьих семьях

Донские, сибирские, гребенские, кубанские и остальные казаки — неразделимая часть российского народа. Они обладали землей взамен на обязательство служить в армии и без помощи других брать орудие, лошадок, снаряжение, которое казаки называли «справой».

Люди прошедшего не усердствовали учить детишек различным наукам, а прививали им способности, нужные в ежедневной жизни. Так было и у казаков. С малых лет казачат учили не только сеять и пахать, но и воевать. А из девочек растили верных жен и заботливых матерей, которые в час опасности могут встретить врага с оружием в руках.

Как воспитывали детей в казачьих семьях0

Крестные — больше, чем друзья родителей

Решающее значение в воспитании казачьих детей играли крестные родители, о выборе которых мать и отец ребенка думали заранее. Сегодня эта «должность» номинальная, но в казачьих семьях крестный — звание ответственное и почетное. Крестного подбирал отец, и это должен был быть надежный человек — побратим или друг. Крестную подыскивала мать из числа своих старших подруг. Они должны были жить недалеко от крестника или крестницы и принимать непосредственное участие в их воспитании.

Как воспитывали детей в казачьих семьях1

Если рождался мальчик, основная нагрузка ложилась на крестного, который формировал в нем воинский дух и становился примером для подражания. Крестный и кровный отцы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок или требователен в отношении своего сына, а крестный, руководствуясь разумом, а не эмоциями, был объективен в вопросах поощрения и наказания мальца. Если рождалась казачка, то основную роль в воспитании выполняла крестная. Она формировала у девочки уважение к старшим и отношение к казакам как к воинам-защитникам. Особое внимание уделялось развитию терпимости к мужу, отцу, матери, будущей свекрови.

Проверки маленького казака

Младенца не спешили распеленывать, ведь перед тем как двигать ручками и ножками он должен был увидеть и осознать важные для любого казака предметы. В воспитании придерживались принципа «увидел-осознал-сделал». Такая система мышления помогала взрослым казакам во время боя. Никакой паники, суеты и лишних движений. Заметил опасность, оценил все риски и отреагировал.

Как воспитывали детей в казачьих семьях2

После окончания таинства крестин ребенка несли в родительский курень и проводили особый ритуал. В колыбель клали шашку, кинжал, пулю или стрелу. Называлось это проверить «на зубок». Если малыш начнет играть с оружием, то казак будет «добрый», а если расплачется, то отцу и крестному следует особое внимание уделить формированию у него воинского духа.

Как воспитывали детей в казачьих семьях3

Активно использовали метод воспитания, который сегодня назвали бы «тестом». Казачат специально ставили в жесткие условия и наблюдали за их поведением, выявляли недостатки и достоинства, после чего корректировали и вырабатывали необходимые навыки и качества характера. Такой подход, которого не хватает в современной педагогике, способствовал выработке скоростного мышления и адекватной реакции на внезапно изменившуюся обстановку.

Умение держаться в седле — важная наука для юного казака, которой учили с малых лет. Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Тогда же мальчика впервые сажали на коня и надевали на него шашку. Отец брал коня под уздцы и проводил его по двору. На празднование первого года ребенка мужчины рода относили малыша на священное место станицы или хутора. На Дону оно называлось «урочищем», а у кубанцев и черноморцев — «кругликом». Так старшие мужчины передавали новому поколению духовную силу рода.

На женской стороне

До 7−8 лет казачонок рос на женской половине куреня, но в его воспитании принимали участие и женщины, и мужчины. Главным на этом этапе был личный пример и погружение мальчика в казачью среду. В этом возрасте особое внимание уделялось физическому развитию. Если мальчик ударится и заплачет, мужчины запрещали матерям и бабушкам сюсюкаться с ним и говорили: «Не портьте, бабы, казака».

Как воспитывали детей в казачьих семьях4

Игры со сверстниками проходили под присмотром хуторских или станичных стариков. Они следили за поведением детворы, и если подмечали что-то неподобающие, то поправляли и наставляли мальцов. В 8 лет мальчик переходил в мужскую часть дома, и отец начинал брать его с собой на «беседы». На этом этапе главной целью было научить мальчика справляться со страхами. Старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!». Как воспитывали детей в казачьих семьях5

Изучение воинской науки не мешало казачатам наравне со взрослыми выполнять полевые работы, ухаживать за скотом, охотиться, ходить на рыбалку. Труд был важной частью быта станичников, ведь для воинской службы они за собственные деньги покупали коня и оружие.

Будущий воин

В 12 лет процесс обучения физической культуре в основном завершался, и казачонка начинали учить пользоваться боевым оружием. В это же время подросток начинал посещать сход и другие значимые общественные мероприятия, где слова не имел, но наблюдал за происходящим и все запоминал.

Как воспитывали детей в казачьих семьях6

Дедовская шашка на стене, нагайка у двери, отец в папахе и штанах с лампасами, кресты и медали на груди дяди и крестного формировали у казачонка понимание причастности к особой касте воинов. В драках и шалостях со сверстниками, которые скоро станут его братьями по оружию, у мальца появлялись настоящие друзья. А детство в степи и верхом на коне делали свое дело. Мальчик гордился семьей и любил родную землю.

Как воспитывали детей в казачьих семьях7

Шашка — символ свободы, лампасы и погоны — звание казака, конь — друг и боевой товарищ, а кресты и медали — цель. Огромное значение имели песни о славных походах, битвах и героях. Через них мальчик устанавливал связь с прошлым и славными предками, которым надо соответствовать. С 16-ти лет парень начинал охотиться на волков и кабанов и становился полноценным воином, обученным скакать на лошади, рубить шашкой и метко стрелять.

Воспитание казачки

В станицах ходила поговорка: «Родился сын — в семье у казака праздник, к богатству, родилась дочь — к бедности». Отцы считали, что растить девочку — означает готовить работницу для чужого куреня. Однако это не значит, что рождению дочери не радовались. В станицах и хуторах женщина не была «тенью» своего мужа. Она — хранительница очага в классическом понимании этого понятия и надежный тыл казака, пока он на службе или в военном походе.

Как воспитывали детей в казачьих семьях8

Наши партнеры

Последние новости

Чем была плоха жизнь в Советском союзе

СССР разумеется не был «империей зла», как его изображала капиталистическая пропаганда, но государством всеобщей справедливости и обилия он тоже не стал. В этой статье мы не будем пускаться в долгие рассказы о плюсах...

Изумительные портреты азиатских моделей и популярных персон с одичавшими зверями

«Одичавшая любовь» (Love is Wild) — проект фотографа Шона Ли-Дэвиса и вопль о поддержки, в которой нуждаются одичавшие животные. Подобные, как 42-летний белый северный носорог Судан — он единственный оставшийся самец...

На дне: исчезающие венские забегаловки для городских малообеспеченных

В последние несколько лет в Вене становится меньше и меньше малеханьких кабаков, куда захаживают в главном городские малообеспеченные и маргинальные личности. Эти бары еще...

Похожие новости

Парижские окна в историю 19−20 столетий

Французский фотограф из Парижа Жульен Кнез (Julien Knez) нашел ретрофотографии, изготовленные в период меж 1871 и 1968 годами. На фото видится, какими были улицы и люди Парижа тех пор....

По-видимому, эти звери лишились рассудка

Есть вещи, на которые можно смотреть часами: как пылает огонь, как течет вода и как мило шалят наши домашние животные. И если 1-ые два пункта могут показаться...

500-летняя мумия монаха может дать ответ, почему мы страдаем от ревматизма

Мумии не могут говорить, но анализа останков дают ответы на почти все вопросы о развитии людской цивилизации. Данный монах погиб больше пятисот годов назад, а на данный момент его...

20 таинственных исторических снимков, которые не усвоишь без разъяснения

Время от времени смотришь на снимок и думаешь — что тут случается, для чего это здесь, как так вышло и что в принципе за дела подобные. А когда тебе объясняют —...