Сейчас мало кто обходится без фоторедакторов и перед публикацией снимка в соцсетях его непременно обрабатывают в фотошопе или в какой-нибудь другой похожей программе. Можно подумать. что обычай «улучшать» фото нам подарила эпоха инстаграма и фейсбука, но это не так. Первые эксперименты в редактировании снимков состоялись вскоре после изобретения фотографии, а на рубеже 19 и 20 столетий мастера ретуши уже творили настоящие чудеса.
Потребность в улучшении качества снимков и добавлении на них всевозможных объектов появилась вскоре после того, как в 1825 году Джозеф Ньепс изобрел гелиографию и представил миру первый фотографический снимок. Первые фотографии обрабатывали по необходимости, так как их качество оставляло желать лучшего.
В 19 столетии часто на снимках рисовали дополнительно глаза, губы, украшения, элементы причесок и прочие детали, которые получались при съемке не слишком резкими и выразительными. Именно тогда появилась такая профессия, как ретушер. Это были художники, задачей которых была дорисовка на снимках разных мелочей, а также исправление дефектов и даже придание фотокарточкам цвета.
«Феи из Коттингли», обманувшие сэра Артура Конан Дойла.
Уже к концу 19 столетия мастера ретуши так разошлись, что стали удивлять мир своими невообразимыми, порой фантастическими работами. Нужно сказать, что всего 100 лет назад людей обмануть фотомонтажом было гораздо проще, чем сейчас. Сэр Артур Конан Дойл, бакалавр медицины и писатель, подаривший миру Шерлока Холмса, был одурачен снимками, сделанными в 1917—1921 году двумя девочками-подростками, Элси Райт и Френсис Гриффитс.
Юные особы добавили на свои фото изображения крылатых фей, да так искусно, что маститый писатель поверил в их существование и оставался при своем мнении до самой смерти! Между тем «Феи из Коттингли», а именно так стали называть эти снимки, далеко не самые качественные фейковые изображения начала 20 века.
Посмотрите на эти снимки из коллекции фотографа и художника Рика Солоуэя (Rick Soloway) и представьте, что все они сделаны при помощи самых простых приемов фотомонтажа — методами наложения и ретуши при помощи чернил, краски, аэрографии или просто выцарапыванием на поверхности стеклянной фотопластины.
Надпись на этом снимке гласит: «Тыквы, выращенные в Айове, приносят прибыль».
А это фото подписано так: «Если мы едем в Колорадо, то знаем точно зачем».
«Новые рабочие руки на ферме» — автор заставил огромную саранчу управлять трактором.