Личный бронированная машина Иосифа Сталина: жизнь после погибели

Его страшились, уважали и постоянно уступали магистраль. Речь не о самом товарище Сталине, а о его машине ЗИС-115. Первом бронированном седане, выпущенном в СССР. Его судьба настолько же увлекательна, как и устройство машинки.

По подозрительному совпадению после погибели Лидера народов данный неповторимый машина оказался на заднем дворе института имени Баумана, а потом и совсем исчез с радаров. Пока в 2002 году не всплыл на подмосковной даче.

Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти0

Дело было так. К коллекционеру Вадиму Задорожному обратился профессор МГТУ с просьбой посмотреть один интересный экспонат. По его словам, у него на даче сохранился автомобиль, представляющий музейную ценность. Когда поклонник автостарины прибыл на место, перед ним предстал черный седан, вросший в землю и наполовину сгнивший. Задорожный взял паузу, но, покопавшись в архивах завода имени Лихачева, тут же согласился приобрести раритет.

Автомобиль, внешне выглядевший точь-в-точь как обычный ЗИС-110 (гражданская машина, которую начали разрабатывать в годы Великой Отечественной), на деле оказался волком в овечьей шкуре. ЗИС-115, созданный в 1949 году для партийной элиты, по своим характеристикам отличался от ЗИС-110, как танк от мотоцикла.Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти1

Кузов состоял не из отдельных бронированных панелей, как у европейских и американских аналогов, а представлял собой клепано-сварную конструкцию. То есть фактически эта машина — бронекапсула. Причем на каждой приваренной детали стоял серийный номер и ФИО изготовителя. То есть, случись что, вся тяжесть ответственности ложилась на конкретного человека. Больше того, на корпусе можно было рассмотреть следы от пуль, которыми тот или иной участок испытывался на прочность.

Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти2

Окна — сложная инженерная конструкция, составленная из 35-миллиметрового стекла, воздушной прослойки, вязкого оргстекла (призванного при необходимости погасить кинетическую энергию осколков пробитого внешнего слоя), еще одной прослойки и особого каленого стекла, получившего название сталинит. Для того чтобы окна не запотевали, советские инженеры встроили в них трубочки со специальным порошком, впитывающим влагу. В роли стеклоподъемников выступали гидравлические домкраты.

Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти3

Известно, что в быту Сталин был аскетом. Но глядя на отделку интерьера ЗИС-115, так не скажешь. Просторный салон, рассчитанный на 6−7 человек, отделан натуральной кожей, велюром и натуральной шерстью. Вставки на передней панели — из карельской березы. Цвет подсветки приборной панели изменялся в зависимости от скорости. До 40 км/ч панель горела зеленым, при скорости от 40 до 80 км/ч — оранжевым, а свыше 80 — красным. Автомобиль, напомним, был собран в 1949 году.

Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти4 Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти5

Одним словом, создатели потрудились на славу. К счастью для них. Ведь процедура сдачи «объекта» проходила так: энкавэдэшники посадили главного инженера и ведущих конструкторов внутрь, закрыли окна и двери и выпустили по авто несколько автоматных очередей. Никто не пострадал, что и отметили щедрым банкетом.

Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти6

Так как же это чудо техники оказалось на даче профессора Бауманки? Оказывается, после кончины Сталина (а именно его личный автомобиль купил коллекционер Задорожный, что доказывает проштампованный номер шасси — 18) его ЗИС-115 отправили на автозавод имени Лихачева для… утилизации. Однако по неизвестным причинам «броневик» был передан в МГТУ имени Баумана для различных испытаний. Из-за того что машина проходила под грифом «секретно», ее оформили как шасси с комплектом запчастей. С течением времени ЗИС-115 стали использовать в качестве инкассаторской машины, на которой перевозили кассу университета. Но потом отказались и от такой практики — автомобиль вождя просто отправили на задний двор, где он стоял долгие годы, пока один из преподавателей не выкупил его.

Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти7Задорожный заплатил за машину Сталина кругленькую сумму и передал на реставрацию. Работы велись не один год. Мастера, создававшие уникальную модель, давно ушли из жизни, но выручала архивная документация. Работу значительно осложняло то, что специалисты не могли полностью разобрать автомобиль, как обычно бывает в подобных случаях. Помните, мы говорили, что машина, по сути, представляла собой бронекапсулу в «обертке» от ЗИС-110? Это-то и стало причиной иного подхода — если бы автомобиль был разобран до винтика, собрать его обратно было бы уже невозможно. По старым документам реставраторам шаг за шагом удалось воссоздать экстерьер ЗИС-115. А также вернуть практически первозданный вид салону. Напольный ковер, например, заказывали в Германии. А сам процесс обивки выполнил мастер, всю жизнь проработавший на ЗИЛе и знавший местные технологии.Личный бронеавтомобиль Сталина: жизнь после смерти8

Наши партнеры

Последние новости

10 лучших сериалов про жизнь в СССР

В последние годы все почаще снимают телесериалы про жизнь в СССР. Их герои стоят в нескончаемых очередях, мучаются от ханжества и двойной морали, то назло «причесанным» современникам в сероватых одежках наряжаются в калоритные...

15 настоящих фото иранского шаха и его гарема, в каком было примерно 100 дам

Гарем представляется европейцу такой обителью юных и прекрасных дам из арабских сказок «1000 и одна ночь». При этом любознательные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, который властвовал...

Последний очевидец Восточного Берлина: лица уходящей эры

В 1981 году германский фотограф Харф Циммерманн переехал в 5-этажный дом без лифта в Восточном Берлине на улицу Хюфеландштрассе. Район был собственного рода аномалией в городе: прекрасные фасады и балконы...

Борис I, повелитель Андорры: как российский комбинатор на непродолжительное время стал европейским монархом

Имя Бориса Скосырева не много знакомо у нас в стране, но в Европе этого человека запомнили сильно отлично. Данный настойчивый и умный авантюрист смог стать на 14 дней владыкой Андорры,...

Вычеркнутые из истории: трагическая судьба двоюродных сестер царицы Елизаветы II

Тайные странички истории английской царской семьи были не так давно раскрыты в новом телесериале компании Нетфликс под заглавием «Корона» (The Crown). Один из сюжетов ведает о грустной...

Вычеркнутые из истории: трагическая судьба двоюродных сестер царицы Елизаветы II

Тайные странички истории английской царской семьи были не так давно раскрыты в новом телесериале компании Нетфликс под заглавием «Корона» (The Crown). Один из сюжетов ведает о грустной...

Похожие новости

14 психологических расстройств современных людей, о которых вы даже не догадывались

А вы понимаете, что практически у каждого 5-ого человека на планетке есть психическое расстройство? Наверное, нет, так как сами нездоровые не постоянно думают, что в их голове что-то случается не так… Ниже...

За что уничтожили Круга, Немцова, Талькова и остальных известных людей

В прошедшем году, спустя семнадцать лет после погибели Михаила Круга, СК сообщил как зовут убийцы артиста, а также раскрыл мотивы правонарушителя. Но исполнителя шансона был не единственной...

Разноцветные гены: братья из Турции с редкой гетерохромией завораживают с первого взгляда

Гетерохромия — явление, при котором радужные оболочки приобретают неодинаковые оттенки. Братья из турецкого города Бурса обладают потрясающе красивыми глазами разного цвета, и это выделяет их из толпы. Мальчикам сначала...

15 настоящих фото иранского шаха и его гарема, в каком было примерно 100 дам

Гарем представляется европейцу такой обителью юных и прекрасных дам из арабских сказок «1000 и одна ночь». При этом любознательные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, который властвовал...