Сейчас сокрытая реклама в кино и на телевидении не поражает никого. Создатели кинофильмов и шоу усердствуют выдавить максимум средств из собственных детищ и пичкают их упоминаниями о товарах и услугах так обильно, что почти всех это начинает раздражать. Иной вопрос русское кино, лишенное всякой коммерческой составляющей… Однако нет, реклама в возлюбленных нами старых фильмах была, просто мы ее не замечали.

Большинство товаров в СССР не нуждалось ни в какой рекламе — дефицит всего что только можно и низкая покупательная способность граждан страны лишала ее всякого смысла. Но, несмотря на это, потребительские инстинкты жителей страны пытались стимулировать и делали это, в основном, используя кинематограф, как «важнейшее из всех искусств».
Наиболее часто реклама встречалась в фильмах корифеев советского кинематографа — Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть рекламу в обращенной к кинозрителям фразе Жоржа Милославского из комедии «Иван Васильевич меняет профессию»:
«Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе, если они у вас есть!».
Это единственное в творчестве Леонида Гайдая, а, возможно, и во всем советском кинематографе прямое обращение к зрителю, побуждающее его к действию. Никому не известно, сколько граждан Союза, имеющих дома «заначки» и «кубышки» после этого фильма задумались о безопасности своих сбережений.
А вот ненавязчивая демонстрация Жоржем пачки американских сигарет Marlboro во время исполнения знаменитой песни, к продакт-плейсменту никакого отношения не имеет. Разве может известный советский актер Леонид Куравлев продвигать на советском рынке товары, выпущенные нашим потенциальным врагом? Актер сам придумал этот трюк с пачкой, чтобы порадовать Леонида Гайдая, любившего эти американские сигареты.
В другом фильме Гайдая — «Бриллиантовая рука», реклама встречается еще чаще. Мафиози «советского разлива», которого в фильме называют просто Шеф, сообщает:
«На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину „Москвич“! Новая модель!»
Скорее всего, реклама детища советского автопрома была не слишком нужна кинозрителям. Купить «Москвич» в 60−70-х годах в СССР могли себе позволить очень немногие, но даже им пришлось бы несколько лет стоять в очереди.
А вот слоган из этого же фильма, касающийся лотерей — «Кто возьмет билетов пачку, то получит… водокачку» вполне мог действовать на зрителей. Он был смешным и цепко держался в памяти, как и положено хорошей рекламе.
Можно назвать ненавязчивой рекламой алкоголя и эпизод в квартире Козодоева, когда незадачливый контрабандист похмеляется после непростого задания в ресторане «Советским» шампанским. Да, истину о том, что «шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты» помнит не одно поколение и она тоже помогает запомнить продукт.
В этом же эпизоде есть момент, когда черный кот пытается пить шампанское из бутылки. Гайдай не зря позаботился о том, чтобы этикетка «Советского» в кадре была развернута к зрителю и чтобы кот не закрывал ее собой.
Настоящим рекламным шоу, посвященным автомобилям «Жигули» можно назвать комедию Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Трюки, выполняемые каскадерами на новых на то время моделях машин из Тольятти, были призваны продемонстрировать качество и надежность совместного детища ВАЗа и «Фиата».